Доходный подход к оценке бизнеса
Это основной подход для определения стоимости компаний. Его происхождение основано на самой цели создания бизнеса – получение дохода, а в конечном счете, и прибыли. Этот подход предполагает выполнение нескольких этапов оценки стоимости бизнеса.
- На первом — производится анализ деятельности компании за ряд прошедших лет.
- На втором — строится прогноз доходов и расходов компании на 3-4 года. Прогноз основывается как прошлой деятельности предприятия, так и на состоянии экономики страны на макро- и микроуровнях.
- На следующем этапе рассчитывается важный показатель для действующей компании – ставка дисконтирования или капитализации (ставка дохода).
- На четвёртом этапе определяется стоимость компании путем деления чистой прибыли организации на ставку дохода.
- На последнем этапе происходит корректировка на наличие или отсутствие непрофильных активов и применяются скидки или премии на контроль и ликвидность оцениваемой компании.
Затратный подход к оценке бизнеса Метод чистых активов в оценке бизнеса является основным методом определения стоимости в рамках затратного подхода. Из названия метода можно понять, что его суть — расчет чистой стоимости активов предприятия. Формула расчета выглядит следующим образом:
Активы – Обязательства = Чистые активы.
При этом оценщик, применяя данный метод, обязан пересчитать стоимости, указанные в бухгалтерском балансе на рыночные. Метод чистых активов является самым трудоемким при определении стоимость, т. к. процесс оценки бизнеса данным методом предполагает расчет рыночной стоимости каждой единицы основных средств компании: оборудования, зданий, помещений, участков, хозяйственного инвентаря, каждого пункта запасов и готовой продукции (имущественный подход к оценке бизнеса), рассчитать рыночную стоимость дебиторской и кредиторской задолженности и обязательств компании.
Сравнительный подход в оценке бизнеса Для оценки компании сравнительным подходом необходимо выбрать компании-аналоги из одной отрасли и со схожим масштабом деятельности, объемом выпуска продукции, величиной прибыли, выручки или других основных показателей деятельности. Как правило, как аналог выбирается компания, акции которой представлены на фондовом рынке. Благодаря информации о рыночной стоимости одной акции можно вычислить стоимость всего предприятия. При этом, сделав соответствующие корректировки, за аналог возможно использовать организации, акции которых котируются на фондовых рынках других развивающихся и развитых стран.
Таким образом, оценщик выбирает компании-аналоги наиболее сопоставимые с оцениваемой, и далее использует мультипликаторы стоимости компании и показатели ее деятельности, к примеру:
- стоимость /выручка;
- стоимость /прибыль;
- стоимость /величина активов;
- и т. п.
Перемножение данного мультипликатора на показатель (выручки, прибыли или величины активов) оцениваемой компании и будет являться его рыночной стоимостью в рамках сравнительного подхода (или иначе — рыночный подход к оценке бизнеса).